+7 495 232-94-60
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru

 

Города в турах по Золотому Кольцу России

Мстера

Поначалу местечко Мстера славилось иконным промыслом. Хорошие мастера жили в Мстере. Но пришла Советская власть и отменила иконы. Вот и нужно было что-то делать. А мастера - хорошие. И стали картинки рисовать, знамениты мстерский лубок. А еще ордена делать.

Мстера

В 30 км к северо-западу от Вязников, вверх по р. Клязьме, расположен поселок городского типа Мстера.

Мстера — край девственных лесов, благоухающих разнотравьем лугов, тучных ополий, край, навевающий сказочные образы. Даже в самом названии звучит что-то былинное, древнее. Первые сведения о селе относятся к 1626 г. Первоначально оно называлось Богоявленским погостом — по церкви, вокруг которой прилепилось несколько домишек, затем Богоявленской слободой и, наконец, селом Богоявленским. Теперешнее название оно получило совсем недавно, в XIX в., от протекающей здесь речки.

Побродите по этому старому селу, где каменные и деревянные дома являются свидетелями прежних веков. Самый древний из них — Богоявленский храм (1687), построенный в период правления честолюбивой Софьи. Почему в этой глухой по тому времени деревне было возведено столь большое каменное строение, какой зодчий руководил строительством? Предположительно, строили этот храм те же каменных дел мастера, что Благовещенский собор в Вязниках.

Но Мстера знаменита не архитектурными памятниками, а мстерскими умельцами и иконописцами. В селе издревле занимались изготовлением лаковых шкатулок, коробочек из папье-маше, украшенных миниатюрной живописью. Не менее была прославлена мстерская вышивка, особенно знаменитая белая гладь, получившая название мстерской глади. Но испокон веков, точнее чуть ли не со дня своего основания, Мстера была известна иконописью. Занимались этим целыми семьями из поколения в поколение. Случайно забредший сюда столичный иконописец А. Алексеев обронил семя искусства в общерусский центр иконописного промысла. И промысел расцвел. Среди сотен мстерских богомазов были и настоящие художники, работавшие по специальным заказам. Продукция мстерских мастеров возами и баржами распространялась по всей Руси. С развитием капитализма производство икон перешло в руки крупных предпринимателей. Появились фабрики с паровыми двигателями, где изготовлялась фольга; гальванопластика пришла на помощь богомазам; открылись ризочеканные мастерские, фольгоуборочные заведения, которые окончательно подорвали творческое начало. “Нерукотворные образы”, изготовленные промышленным способом, завоевали рынок — искусство, таким образом, было уничтожено и забыто.

После революции 1917г. иконы вовсе стали не нужны. Начались поиски новых форм — долгие и трудные. Деревянные матрешки, солонки, раскрашенные темперной краской коробки, расписные братины и ковши, железные подносы — вот путь от иконописного промысла до создания своей школы лаковой живописи, пройденный теми мстерскими художниками, для которых искусство было жизнью.

Только в 1930 г. с помощью мастеров Федоскинской артели и опыта Палеха бывшие мстерские иконописцы нашли свой художественный язык в специфике лаковой миниатюры, и он оказался более живописным и колоритным, чем язык художников Палеха. Мстерские мастера сразу отказались от условного черного фона. Их миниатюры лиричные и теплые.

В настоящее время Мстера является центром русского народного искусства, где работают строчевышивальная фабрика, “Мстерский ювелир” и другие предприятия. Имеется свой музей народно-художественных промыслов.

Оплатить туры и экскурсии по Золотому Кольцу и старинным городам России можно наличными или через банк (Сбербанк).
Подробнее о наличном и безналичном способе оплаты туров (экскурсий) >>>

Поделиться в соцсетях:

Туристическая фирма "ИДНИ"
город Москва

+7 495 232-94-60
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru