Ростов Великий — один из древнейших городов Руси. В старейшей русской летописи «Повести временных лет», в записи за 862 год о нём идет речь как о существующем городе, которым владел Рюрик и где «первые насельники» принадлежали к племени меря; в дальнейшем летопись сообщает, что «в Ростове сиде князь, под Олегом суще». В походе князя Олега на Царьград ростовчане участвовали в качестве союзников. Со второй половины XI века Ростов — центральный город северо-восточных владений русских князей, территории, ставшей основой современной России.
Ростов Великий, город Золотого Кольца России, - районный центр Ярославской области, в 195 км к северо-востоку от Москвы, расположен на берегу озера Неро. Население — 36 тыс. человек.
Великими называли только два города — Новгород, северную столицу Руси, и Ростов, подобно сказочному “граду Китежу”, раскинувшемуся на берегу озера Неро. Впервые Ростов упоминается в “Повести временных лет” под 862 г. Вместе с кн. Олегом ростовчане ходили на Киев в 882 г. и на Царьград в 907 и 911 гг. Ростов был одним из русских городов, которым Византия после этих походов платила дань. Это самый древний город в Северо-Восточной Руси. Он хранит память об истории окружавших его городов, также испытал все повороты судьбы, выпавшие на долю города-первопроходца, вкушая славу стольного города и познавая унижения, продаваемого с молотка как бедного княжеского удела.
Уже тогда он назывался Великим. Но почему Великий? Ни один из городов, кроме Новгорода, не получил такого названия. Даже Киев и Москва не удостоили называться Великими. Можно только предположить, что величие его заключалось в том, что он был одним из крупных для своего времени городов Киевской Руси.
Территория, на которой расположен Ростов, до прихода славян была заселена мерянскими племенами, являвшимися ветвью северного чудского народа, родственного финнам. Меря жили в основном скотоводством. Первые славяне, появившиеся здесь не позднее VIII в. и пришедшие, скорее всего из Новгорода, привили мерянам свою более развитую культуру, путем создания смешанных семей. К IX в. язык, обычаи и религия меря исчезли бесследно. Только название города, возможно, осталось от мерянского вождя Росты.
По другим преданиям, дошедших до наших времен в виде мифической истории, рассказывается о происхождении названия Ростова следующее.
Главный герой легенды — молодой человек по имени Росс, был обманут своим близким другом царевичем Априсом, который обманным путем овладел его царевной-женой и увез ее в Гиперборейские страны. Росс со своей дружиной после долгих опасных странствий достиг этих земель, это было наше Залесье. Перед предстоящим сражением Росс раскинул свой стан именно на том месте, где ныне расположен Ростов. Вероломный друг Априс пал от руки оскорбленного мужа. Росс с любимой женой возвратился в свой город. Место его остановки стало называться Россов стан, впоследствии — Ростов. Так гласит легенда о происхождении названия города.
Первым удельным князем Ростова стал в 988 г. Ярослав Мудрый. 15 июля 989 г. его брат, блгв. князь Борис крестил ростовчан в озере Неро. Жителей группами по 10—15 человек заводили в воду, а византийские священники плавали между ними на лодках и плотах, давая каждой группе христианское имя.
Вскоре в городе была построена и первая церковь “от древес дубовых”. Ярослав правил Ростовом до 1010 г., успев основать на Ростовских землях город Ярославль.
Никто никогда не помышлял найти какие-либо богатства в этом озере. Даже рыбой оно бедно — слишком толстый слой жирного черного ила покрывает его дно. Правда, по некоторым легендам, волхвами были затоплены огромные награбленные богатства, но многие, пытавшиеся отыскать их на дне озера, кроме черной жидкой грязи, ничего не находили. Откуда произошло это экзотическое для этих мест название Неро? Предположительно, оно скорее всего произошло от названия первых племен — меря. Видимо, озеро некогда называлось Меря, с приходом славян — Неря, и в конечном итоге стало — Неро.
Неожиданно, самым настоящим золотом стало дно этого тинного озера. Когда озеру грозило умирание из-за все увеличивающегося слоя ила, его начали чистить и этот ил, или сапропель, по оценке ученых, оказался ценнейшим удобрением, дававшим до 40% прибавки к урожаю. Дальнейшие исследования показали, что эта сапропель — еще и антибиотик, биостимулятор роста, витамины Д, Bl, B2.
Имея достаточно внушительные размеры (около 13 км в ширину и до 20 м в глубину) — оно является, действительно, золотым дном для ростовчан.
Язычество сдалось не сразу. Первые епископы Ростова Феодор и Иларион были вынуждены спасаться от своей паствы бегством.
В середине XI в. епископом Ростовским назначили Леонтия, постриженника Киево-Печерского монастыря. Ростовчане избили епископа и выгнали из города. Но Леонтий решил не оставлять свою паству. Он поселился за городом, построил маленький храм Архистратига Михаила и основные усилия обратил к просвещению детей, а также при княжеской поддержке принялся умно и хитро разрушать языческие капища. Например, осаду основного “бастиона” — Белеса и его верховного ростовского жреца Кича он начал с невинной дружбы с сынишкой Кича - Круглецом.
После совместных прогулок по грибы и ягоды, на рыбалке Леонтий все больше покорял сердце любознательного мальчика. Обучая его молитве на незнакомом ему языке, Леонтий награждал юнца сладкими медовыми пряниками. Сколько прошло времени неизвестно, но однажды Леонтий перед большим языческим праздником подговорил Круглеца пойти на Велесово дворище и вымазать изнутри голову идола смолой. Тот беспрекословно выполнил порученное ему дело. Когда в момент торжества главный жрец Кич разжег ритуальный огонь внутри огромной головы идола, то смола стала таять и заливать голову жреца, потом загорелся и сам идол Белес. Испуганная толпа недоумевала: Белее наказал верховного жреца! За что?
На следующий день епископ Леонтий вышел в сияющем архиерейском облачении и стал объяснять народу, что Господь Бог наказал жреца и самого языческого бога, чтобы показать неверующим как велик христианский Бог. Поэтому следует отказаться от языческого бога. Блистание невиданного ими торжественного облачения епископа, его мужество и уверенность, с которым он вышел, окруженный священниками, повергли язычников на землю. Многие обратились в то время ко Христу и крестились.
Но в 1071 г. Леонтий был убит во время восстания смердов, возглавляемого волхвами. В 1164 г. мощи св. Леонтия были обретены нетленными. Долгое время мощи его лежали в раке, сделанной из 120 кг чистого золота (это была единственная на Руси золотая рака), которую в Смутное время украли поляки. Память святого празднуется 23 мая (5 июня), в один день с собором Ярославо-Ростовских святых.
Преемником святого Леонтия был Исайя, также постриженник Киево-Печерского монастыря. Исайя на Ростовской земле крестил многих людей, но он также и просвещал новокрещенных. Князь Владимир Мономах содействовал ему. Так построив в Ростове храм, он прислал в дар чудотворную икону, написанную святым иноком Алипием. Святитель скончался в 1090 г., а в 1164 г. его тело было обретено нетленным. Память святого Исайи празднуется 15 (28) мая.
Святые мощи первых Ростовских просветителей Леонтия и Исайи покоятся под спудом в Успенском соборе.
Успенский собор — самый древний из уцелевших архитектурных памятников Ростова. Это уже пятый храм на этом месте. Первая деревянная церквушка, поставленная здесь в 991 г. Ярославом Мудрым, сгорела в 1060 г. Сто с лишним лет ростовчане обходились без храма Господня. Только в 1161 — 1162 гг. по велению кн. Андрея Боголюбского на этом месте “неискусный немчин Куфир” поставил каменный одноглавый собор, который через 40 лет рухнул. В 1213 г. князь Константин Всеволодович заложил новый одноглавый собор, который является остовом современного Успенского собора.
Через три года после пожара 1408 г., когда Ростов выгорел дотла, собор был восстановлен. Он просуществовал до 1473 г. В этот год ростовский архиепископ Вассиан перестроил собор, сделав его пятиглавым. Он пригласил знаменитого в ту пору живописца Дионисия “с дружиною” - Тимофеем, Ярцем и Коней - “написать в новую церковь Богородицы Деисус с праздники и пророки, иже написаша чудно вельми”.
Уже в те далекие времена порог собора, по выражению святого Филарета Ростовского, многократно истирался стопами святых. Говорят, что былинный витязь Алеша Попович был сыном настоятеля Успенского собора и погиб в первой битве русских с монголами на Калке.
В 1314 г. здесь был крещен отрок Варфоломей — будущий преподобный Сергий Радонежский. С 1702 по 1709 г. здесь звучали богодуховные проповеди святого Димитрия Ростовского, а в 1894 г. служил литургию св. праведный Иоанн Кронштадтский. В 1913 г. здесь молились последний царь из династии Романовых — Николай II и архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий Патриарх.
В 1935 г. в соборе был устроен склад кофе-цикорной фабрики. Сейчас собор действующий. Он обнесен оградой, которая смыкается со стеной кремля.
Святыни. Самыми почитаемыми святынями Успенского собора являются мощи святителей: Леонтия, Исайи, Игнатия, Феодора, также князя Василька и митрополита Ионы Сысоевича.
Успенский собор был центром всей общественной жизни города. Позже рядом с ним возвели митрополичьи палаты, двор воеводы, казенные палаты, кабацкий и гостиные дворы. Здесь же за соборной площадью выстраивались торговые ряды: Калачный, Москательный, Рыбный, Сапожный, Овощной — всего насчитывалось около 313 всевозможных торговых помещений.
В 1113 г. кн. Владимир сделал ростово-суздальским князем юного сына Юрия, впоследствии названного Долгоруким, и дал ему в помощь варяга Георгия с дружиной. Юрий основал и построил Переславль-Залесский, Дмитров, Юрьев-Польский и Москву. Однако сам Юрий жил в Суздале, опасаясь козней ростовских бояр, поэтому у княжества было две столицы. При Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву и стало одним из сильнейших в Европе. Ростов получил название Великого.
При сыне Юрия Андрее Боголюбском столицей княжества стал Владимир.
С 1207 по 1219 г. Ростовским князем становится Константин Всеволодович. При нем Ростов уже являлся не только крупным политическим и экономическим городом, но становится основным культурным центром края. Главную роль в распространении грамотности принадлежала Григорьевскому затвору — так назывался монастырь просветителя Григория Богослова, располагавшегося при епископском доме. В затворе находилась большая библиотека, где были собраны тысячи рукописей и книг. Широкое распространение получило здесь изучение греческого языка. Нередко в ростовском соборе на одном клиросе пели по-славянски, на другом — по-гречески Здесь собирались летописцы, богословы и просветители, отсюда вышел, отправившись в пермские земли, Стефан Пермский, создавший для зырян азбуку. Здесь жил Епифаний Премудрый, автор жизнеописаний многих замечательных людей древней Руси.
Во время татаро-монгольского нашествия весь город был спален дотла. В то время ростовским князем был 29-летний Василий (Василько) Константинович, племянник великого князя Георгия Всеволодовича. Он отличался отвагой, умом, образованностью и добродушием. В битве на р. Сити кн. Василько попал в плен. Отказавшись служить иноверным, он отверг их веру, обычаи и пищу, а перед смертью молился за христиан и благодарил Бога, что умирает славной смертью мученика. Тело его нашли в Шеринском лесу, между Кашином и Калязином. Память блгв. кн. Василька Церковь празднует 4 (17) марта.
Молодая вдова Василька Мария посвятила себя воспитанию юных сыновей Глеба и Бориса. Ею был основан Спасо-Песоцкий монастырь, упраздненный еще в XVIII в. Уцелела церковь Преображения Господня (XVII в), которая находится рядом со Снасо-Яковлевским Димитриевским монастырем.
Князь Глеб Васильевич прославился строительством монастырей в Белоозерской стороне, также помощью бедным, и тем, что выкупал в Золотой Орде многих русских из плена. Борис Васильевич с риском для жизни восемь раз ездил в Орду, чтобы оградить Ростов от новых бед.
В 1253 г. Орду посетил Ростовский епископ Кирилл. Он произвел сильное впечатление на хана Берке рассказами о православных чудотворцах, а также на деле доказал чудодейственную силу молитв, вылечив заболевшего сына хана. По дороге в Ростов святителя догнал племянник хана, пожелавший принять христианство.
В Ростове монгольского царевича крестили с именем Петр. Согласно преданию, однажды на берегу озера Неро ему явились апостолы Петр и Павел, вручив ему мешок с золотом и серебром, велели купить на эти деньги три иконы и поставить храм в их честь. Петр выбрал под строительство храма большую площадку. При расплате за землю кн. Борис Васильевич предложил выложить по границе выбранной им земли золотые и серебряные монеты. Когда Петр принялся выкладывать монеты, то все увидели чудо — монеты не кончались, пока вся граница не была выложена. Целый воз монет достался князю, который несколько дней щедро раздавал милостыню нищим.
По благословению епископа Игнатия Петр женился. В старости, овдовев, он принял монашеский постриг. Память преподобного Петра празднуется 30 июня (13 июля).
Вокруг построенного Петром храма еще при его жизни возник монастырь Петра и Павла. Сейчас от Петровского монастыря, где был погребен преподобный, остались только угловые башни и церковь Похвалы Богородицы (1676).
В тяжелые времена монгольского нашествия Ростовским епископом во второй половине XIII в. был Игнатий. В 1271 г. святитель отпевал вдову блгв. кн. Василька Марию, а в 1278 г. его сыновей — Глеба и Бориса.
Епископ Игнатий не раз путешествовал в Орду, ходатайствуя и защищая свою паству. Он построил много храмов на Ростовской земле, часто примирял строптивых князей, боролся за их объединение.
В 1288 г. при отпевании святителя произошли такие чудеса, что его тело не похоронили, а сразу поставили в храме для поклонения. При прикосновении к мощам исцелилась скрюченная рука у архимандрита Стефана, а когда в гроб хотели положить список всех посвященных Игнатием священников и диаконов, то усопший простер руку и принял свиток.
Память святителя — 28 мая (10 июня). Его мощи покоятся в Успенском соборе.
Властолюбие братьев Константина и Феодора Васильевичей привело к тому, что в 1320 г. Ростов был разделен на две части. Феодору досталась Усретинская часть города и княжества, Константину - Борисоглебская.
Великий князь Московский Василий I около 1409 г. купил Усретинскую часть, а в 1474 г. Иоанн III выкупил Борисоглебскую часть у местных князей. Таким образом, Ростовская земля полностью вошла в Московское княжество.
В 1480 г. хан Ахмат двинулся из Золотой орды на русские земли, чтобы снова поставить Русь на колени. Молодой великий Московский князь Иван Васильевич поехал к войску неприятеля в Коломну, чтобы уговорить хана не разорять его городов. Но придворные трусы отговорили его и посоветовали бежать обратно в Москву, что князь и сделал.
Один только ростовский архиепископ Вассиан Рыло, родной брат преподобного Иосифа Волоцкого, наставлял боязливого князя: “ Если боишься, то передай своих воинов мне. Я хотя и стар, но не отвращу лица своего, когда придется стать против татар”.
Став с войсками на р. Угре, князь послал хану челобитье и просил не разорять его земель. Но Ахмат потребовал очного челобитья. В это время пришло новое послание ростовского святителя, в котором он продолжал поучать не кланяться хану, а быть решимым и встать на защиту земли Русской. Князь, укрепленный словами архиепископа, не пошел на поклон, а занял выжидательную позицию. Время шло, Угра замерзала, союзники монголов -поляки, не шли к ним на помощь. Вскоре, босое, оборванное монгольское войско бежало от русского, не приняв боя.
Во второй половине XVI в. в Ростове начали происходить большие перемены в связи с открытием северного пути в западные страны через Архангельск. В 1589 г. Ростовскую архиепископию возвели в митрополию. Большая слава пришла к Ростову с приездом митрополита Ионы в 1664 г. Всю свою энергию и талант он вложил в строительство Ростовского кремля, продолжавшегося около тридцати лет.
Немногим старым городам удалось сохранить первоначальную целостность архитектуры и природы. Величественной и сказочной панорамой возникает город на равнинном берегу просторного озера Неро. В центре всей панорамы возвышаются купола и башни кремля, завершают архитектурный ансамбль два монастыря: справа — Авраамиевский, слева — Яковлевский. Торжество ростовской архитектурной школы — это яркое свидетельство мастерства нескольких поколений ростовских зодчих, доведенного до совершенства, и торжества их творческого поиска.
В 1662—1664 гг. митрополит Иона был местоблюстителем патриаршего престола. Алексей Михайлович снял его с этого поста после того, как Иона принял в Успенском соборе Московского Кремля благословение от бывшего патриарха Никона, самовольно вернувшегося из ссылки. Владыка Иона не стал патриархом, но, будучи митрополитом Ростовским, оставил о себе светлую память множеством прекрасных храмов и монастырей, украсивших города епархии. В Ростове он задумал построить Митрополичий дом — дворец, который по замыслу, должен был стать “русским Ватиканом”. Для строительства был выбран исторически сложившийся административный и религиозный центр города. Рядом находились древний Успенский собор и две церкви: Иоанна Богослова и Григория Богослова, здесь же некогда стояли княжеские и епископские дворы.
Строительство началось в 1660-х гг. Прежде всего, были возведены стены и башни, окружавшие площадь, на которой постепенно стали возводиться храмы, жилые и хозяйственные постройки. Над Святыми воротами воздвигли церковь Воскресения. Через эти ворота совершались торжественные выходы митрополита в Успенский собор. В 1675 г. на месте сгоревшего домового храма Ионы сооружается каменный храм Спаса на Сенях, который вошел в состав палат Митрополичьего дома и стоял над каменными погребами (отсюда — “на Сенях”). Внутреннее убранство его уникально “особым, дивным образом”, так писал летописец. Алтарь, иконостас, солея и все стены были покрыты фресковой живописью, но все это молящиеся не видели, т.к., возвышающееся на восемь ступеней огромной солеи митрополичье место, было в сфере их внимания. Уходя из церкви, верующие видели картину страшного суда, изображенного на всей западной стене храма.
Стена кремля, обращенная к городу, выделена надвратной церковью Иоанна Богослова, построенной по тому же типу, что и Воскресенская церковь. Иконостас здесь заменен алтарной стеной с фресками, которые лишают стены тяжести, делая их прозрачно-легкими. По древнерусским традициям здания кремля были соединены между собой крытыми переходами и галереями. По ним можно пройти в шесть церквей и Кафедральный собор, а также в терема и палаты, каждая из которых представляет собой оригинальное архитектурное сооружение.
После смерти Ионы строительные работы продолжил митрополит Иоасаф, который был на этом посту до 1722 г. В 1693 г. у северной стены кремля им была построена в стиле нарышкинского барокко каменная церковь Одигитрии.
В 1788 г. митрополию перенесли из Ростова в Ярославль. Вместе с кафедрой в Ярославль уехали митрополичьи ризница и библиотека, в которой была обнаружена рукопись “Слова о о полку Игореве”.
Великолепный архитектурный ансамбль Ростовского кремля, брошенный на произвол судьбы, начал разрушаться. Гибли драгоценные фрески, разрушались здания церквей, был даже разработан план ликвидации кремля, но, по счастливой случайности, он не осуществился. В конце XIX в. ростовские купцы пожертвовали на спасение и реставрацию зданий прекрасного архитектурного ансамбля кремля. На собранные в народе средства здесь был открыт музей церковных древностей.
Теперь в церквах кремля расположены отделы музея, в которых экспонируется церковная утварь, финифть, фарфор и керамика.
На территории кремля сохранились здания: надвратная церковь Иоанна Богослова (1683), Красная палата (1680-е гг.), церковь Григория Богослова (1680-е гг.), церковь Одигитрии (1693), надвратная церковь Воскресения Христова (1670), Митрополичьи хоромы (1660-е гг.), церковь Спаса на Сенях (1675), Судный приказ (1660-е гг.), дом на погребах (XVII в.), Белая палата, Святые ворота, Успенский собор (1512), звонница (1682), гостиный двор (1830-е гг.), церковь Спаса на Торгу (1654—1690).
Музей открыт: с 10.00 до 17.00.
В 1609 г., когда многие города присягали Лжедимитрию, ростовский митрополит Филарет удерживал Ростов в повиновении Василию Шуйскому. Когда пришли поляки с русскими изменниками, ростовчане оборонялись как герои, предводимые воеводой Третьяком Сеитовым. Наравне с мужчинами бились и женщины. По преданию, говорят, что кн. Мария Лобанова убила вождя поляков пана Заборовского и предателя, ярославского кн. Ивана Шамина. Но силы были неравные, оставшиеся в живых укрылись в Успенском соборе и молились, готовясь к смерти.
В соборе был взят в плен митрополит Филарет, который томился в польском плену до 1618 г. Марина Мнишек записала в своем дневнике: “...захватили живыми митрополита и воеводу... взяли в плен много женщин, разграбили церковную сокровищницу… и предмет, отлитый из чистого золота, называемый ракой чудотворца, весивший семь с половиной пудов. Они взяли также серебряный гроб и все золотые и серебряные украшения, бывшие на иконах”.
В 1631 — 1633 гг. после такого ужасающего разорения Ростов был окружен земляными валами, длинною в 2,7 км, высотой -более 9 м. Остатки валов сохранились доныне. Часть их находится между кремлем и озером.
Звонницу Успенского собора построили в 1682 г. Для нее в Москве были отлиты колокола огромного веса: 500-пудовый “Лебедь”, 1000-пудовый “Полиелейный” и 2000-пудовый (32 т) “Сысой”, названный в память об отце митрополита Ионы, построившего звонницу. Один язык “Сысоя” весил более тонны. Каждый колокол имел яркое имя. Например, в “Голодарь” звонили во время Великого поста. С этих пор началась знаменитая колокольная традиция Ростова.
Самым древним ростовским звоном считается поочередный перезвон всех колоколов на фоне звучания самого большого, который завершается как бы заключительным аккордом — одновременным ударом всех колоколов. В 1731 г. появился акимовский звон, несколько раньше, во времена Петра 1 — егорьевский, созданный на основе древнего ростовского звона, в XIX в. — ионафанский.
Самым торжественным из всех звонов считается ионический. Его исполняют пять звонарей. Двое раскачивают язык “Сысоя”, ударяя им о противоположные края колокола со скоростью 42 удара в минуту. Ему вторит колокол “Полиелейный”, удары которого должны раздаваться одновременно с ударами “Сысоя”. Четвертый звонарь в строго определенном ритме и последовательно бьет в шесть колоколов, а пятый — в оставшиеся четыре. Звоны сочиняли люди из народа, хорошо знавшие мотивы народных песен и танцев. Не мудрено, что в праздничных ростовских звонах можно различить народные мелодии, хорошо известные каждому русскому человеку.
Во второй половине XIX в. ростовские звоны были положены на ноты. Сделал это ростовчанин, ценитель и знаток музыки Аристарх Израилев, посвятивший сорок лет жизни изучению акустики. Он изготовил также камертоны, воспроизводящие звучание ростовских колоколов. Ростовскими звонами восхищались композитор Берлиоз и певец Федор Шаляпин. В 1930 г. советская власть запретила колокольные звоны в Ростове, которые были возобновлены только в 1986 г. И ныне ростовские колокола и звонари считаются лучшими: соперничают и учатся у них многие русские города.
Ростовские звоны называют эпосом XVII в. Как древние сказания и былины, ростовские звоны помогают нам лучше узнать наших далеких предков, глубже заглянуть в их духовный мир, приблизиться к самому источнику музыкального и песенного народного творчества.
После прихода монголов Ростов не имел большого экономического значения. Жители зарабатывали ремеслами и огородничеством. Из местных ремесленников славились каменщики. История сохранила имя Григория Борисова, который строил храмы в Борисоглебском и Даниловом монастырях.
С XVIII века получила известность Ростовская ярмарка, она была третьей по обороту в России. Купцы составляли до четверти населения. В середине XVIII в. ростовчане начали изготавливать из финифти украшения, шкатулки, броши, кулоны. Этот способ обжига стеклянного порошка на медных пластинах, с последующим нанесением рисунка, позволял получать изделия, которым не страшны ни холод, ни дождь, ни жара. Эту технологию ростовчане стали применять при нанесении святых ликов при изготовлении церковной утвари и облачений. Старинные финифтяные иконы, портреты и современные художественные изделия можно увидеть в Музее финифти в кремле.
Архитектурный облик Ростова начал складываться в конце XVIII в. Многие древние города Российской империи подверглись перестройке и реконструкции по утвержденным планам. Не составил исключения и план, утвержденный в 1778 г. Екатериной II для Ростова. Уже в 1782 г. в городе насчитывалось 700 каменных домов и лавок, крепко вставших на центральных улицах. В городе начинает развиваться промышленность, появляются крупная швейная фабрика и агрегатный моторный завод.
В Ростове издавна развивались предприятия текстильной и пищевой промышленности. Например, выращиванием и переработкой цикория, здесь занимались, чуть ли ни с основания города. В настоящее время кофе-цикорная фабрика и паточный завод, возникшие в 1870-х гг., реконструированы. С внедрением современного оборудования резко увеличилась производительность выпускаемой продукции, которая насчитывает более 30 наименований.
Льнопрядильная фабрика “Рольма”, основанная также в конце XIX в., превратилась в одно из крупнейших предприятий России, поставляющих свою продукцию во многие страны мира. В Ростове и его окрестностях работает более 25 промышленных предприятий, половина из них возникла на базе традиционных местных промыслов.
из Москвы с Центрального автовокзала — 8 рейсов, время в пути — 5 час.
С Ярославского вокзала с пересадкой в Александрове — около 5 час.
По трассе М8 — 213 км, время в пути — 3 час.
Вокзалы Ростова
Название тура и города | Даты тура | Цена тура на человека от |
---|---|---|
Золотое Кольцо на 3 дня |
2023 год: 06—08, 20—22 октября |
2-местн. - 17990 руб. 1-местн. - 20990 руб. |
Русские просторы |
2023 год: 06—08 октября, 04—06 ноября |
2-местн. - 16990 руб. 1-местн. - 18990 руб. |
Новогодняя Ярославия |
2023 год: 31 декабря — 02 января |
2-местн. - 21900 руб. 1-местн. - 27500 руб. |
Северо-Западная Русь |
2023 год: 04—06, 11—13, 18—20, 25—27 октября, 04—06, 08—10, 22—24 ноября, 06—08 декабря; 2024 год: 02—04, 03—05 января |
2-местн. - 12490 руб. 1-местн. - 16090 руб. |
Северное кружево Вологды |
2023 год: 13—15 октября, 04—06, 17—19 ноября, 01—03, 15—17 декабря; 2024 год: 03—05, 05—07 января |
2-местн. - 17990 руб. 1-местн. - 20890 руб. |
Новый год у викингов |
2023 год: 31 декабря — 02 января |
2-местн. - 18990 руб. 1-местн. - 22890 руб. |
Рождество на Золотом кольце |
2024 год: 04—07 января |
2-местн. - 28900 руб. 1-местн. - 35900 руб. |
Тайны северных монастырей |
2023 год: 12—15 октября, 03—06 ноября, 30 ноября — 03 декабря; 2024 год: 02—05, 04—07 января |
2-местн. - 24990 руб. 1-местн. - 29490 руб. |
Золотое Кольцо России |
2023 год: 10—14, 24—28 октября |
2-местн. - 26990 руб. 1-местн. - 31990 руб. |
Золотое Кольцо из Санкт-Петербурга |
2023 год: 15—19 октября, 19—23 ноября, 10—14 декабря |
2-местн. - 26900 руб. 1-местн. - 32600 руб. |
Новогодние каникулы из Санкт-Петербурга по Золотому кольцу |
2024 год: 02—06, 04—08 января |
2-местн. - 28900 руб. 1-местн. - 38800 руб. |
Новогодняя история Золотого Кольца из Санкт-Петербурга |
2023 год: 30 декабря — 03 января |
2-местн. - 28900 руб. 1-местн. - 38800 руб. |
Новогодние каникулы на Золотом Кольце 5 дней |
2024 год: 03—07 января |
2-местн. - 31900 руб. 1-местн. - 41900 руб. |
Золотые купола России |
среда - воскресенье 2023 год: 04—08, 11—15, 18—22, 25—29 октября, 08—12, 22—26 ноября, 06—10 декабря |
2-местн. - 21790 руб. 1-местн. - 29540 руб. |
Большое Золотое Кольцо из Санкт-Петербурга |
2023 год: 09—14 октября, 30 октября — 04 ноября, 04—09 декабря |
2-местн. - 32900 руб. 1-местн. - 40350 руб. |
Большое Золотое Кольцо России 7 дней |
с понедельника по воскресенье и с субботы по пятницу 2023 год: 07—13, 09—15, 14—20, 16—22, 21—27, 23—29 октября, 28 октября — 03 ноября, 13—19 ноября, 27 ноября — 03 декабря, 11—17 декабря |
2-местн. - 32990 руб. 1-местн. - 43280 руб. |
Оплатить туры и экскурсии по Золотому Кольцу и старинным городам России можно наличными или через банк (Сбербанк).
Подробнее о наличном и безналичном способе оплаты туров (экскурсий) >>>
Поделиться в соцсетях:
Туристическая фирма "ИДНИ"
город Москва
+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91
E-mail: edem@more-info.ru
Viber, WhatsApp
+7-926-910-18-41