+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru

"Война и мир" иллюстрации

Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого 'Война и мир' Л.О.Пастернак
Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) - Наташа Ростова на первом балу (акварель)

Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого 'Война и мир' А.П.Апсит
Александр Петрович Апсит (1880—1944) 1911г.

Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого 'Война и мир' А.П.Апсит
Александр Петрович Апсит (1880—1944) 1911г.

Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого 'Война и мир' В.А.Серов
Наташа и князь Андрей на балу Серов В.А., старинная открытка

Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого 'Война и мир' Д.А.Шмаринов
Дементий Алексеевич Шмаринов, 1953-1955гг. Черная акварель

Города в турах по Золотому Кольцу России

Лев Толстой (станция Астапово)

Это место, где время остановилось. Оживленная железнодорожная станция, здесь узел железнодорожных линий. Но поезда пролетают мимо, некоторые останавливаются, прогресс идет своим чередом... А время замерло. Уже больше 100 лет.

станция Лев Толстой (Астапово)

Астапово – это единственная станция железнодорожной магистрали, часы которой остановились более 100 лет назад. Этот необычный факт произошел необъяснимым образом, но в нем не замешаны сверхъестественные силы и работники станции. Наоборот, железнодорожники приложили максимум усилий, чтобы сохранить для потомков исторические обстоятельства, связанные с жизнью великого писателя – Льва Толстого.

В начале 90-х годов XIX века российское правительство обратилось с предложением к частному акционерному обществу Рязанско-Козловские железные дороги о постройке путей «Восточное Поволжье». В 1890 году решено было соединить Богоявленск и Данков. Прокладчики дошли до поля, лежащего примерно посередине пути, и построили на нем станцию. Над названием особо не задумывались и присвоили ей имя ближайшего, находящегося в трех верстах от станции, села Астапово. Впоследствии в 1899 году, Линия «Богоявленск-Астапово» стала частью построенной магистральной линии «Раненбург-Смоленск», которая соединяла хлебородные районы юга России с прибалтийскими морскими портами. Эта вспомогательная тихоходная магистраль оживлялась только с началом осени. Тогда поезда шли один за другим. А выездная кондукторская прислуга и машинисты сутками были на посту.

Как и многие другие вокзалы на рязанско-уральской дороге, вокзал в Астапово был построен из красного кирпича. Помимо прочности и основательности, этот стиль должен был напоминать о южно-русских крепостях, которые в старину защищали Россию со стороны Дикого Поля. Такой архитектурный подход к строительству был обычным делом для архитекторов прошлого.

В образовавшемся при станции Астапово поселке было около 100 домов, 3 мельницы, церковь, железнодорожное училище, почтово-телеграфное отделение и несколько торговых заведений. Работало коренное депо со зданием на 16 стоил для паровозов и мастерскими для их малого ремонта.

По классификации, разработанной министром путей сообщения Павлом Мельниковым, все станции делились на 4 класса в зависимости от числа жителей и грузопотоков. Так станции в Москве, Петербурге и других губернских городах относились к первому, второму и третьему классу. Хдесь строили вокзалы из камня или кирпича, в срок эксплуатации рассчитывали примерно на 100 лет. Остальные станции относились к четвертому классу.  Строились они, как правило, из дерева. Поскольку станция Астапово являлась узловой – соединяла железные дороги по разным направлениям – ей был присвоен третий класс.

Еще в начале прошлого века об этой небольшой станции в Тамбовской губернии мало, кто знал. Обычная, затерянная в глуши, как и сотни других в России. Но 1 ноября 1910 года она стала известной всему миру. Корреспонденты иностранной и отечественной прессы в течение недели отправляли с телеграфами ежедневные сообщения в свои издания. Улицы поселка наводнили люди разных чинов и сословий. Лица у всех были угрюмы и сосредоточены. В доме начальника станции Ивана Азолина умирал великий русский писатель и мыслитель – Лев Николаевич Толстой. Ночью, 28 октября 1910 года 82-летний граф Толстой спешно покинул свое имение «Ясную Поляну», чтобы провести остаток жизни вдали от шума и суеты. Вместе с семейным доктором Душаном Маковецким он побывал в монастыре «Оптина Пустынь» и проведал свою сестру Марию Николаевну в Шамардинском монастыре. Позже к путешественникам присоединилась дочь Льва Толстого – Александра.

Толстой и его спутники сели в поезд №12, следующий по смоленско-раненбургской линии, с намерением ехать в Ростов-на-Дону. Однако их планам не суждено было сбыться. Сказалось нервное напряжение, переезды в душных, прокуренных вагонах третьего класса, сквозняки в тамбурах и на станциях. Здоровье Льва Николаевича резко ослабло, появился озноб и поднялась температура. В таком состоянии продолжать движение было нельзя. Все признаки указывали на воспаление легких. И 31 октября они были вынуждены сойти на станции Астапово. Начальник станции Азолин, любезный и добродушный человек, предоставил Льву Николаевичу и его сопровождающим несколько комнат в своем доме. 7 дней провел граф в этом казенном помещении при станции Астапово.

Между тем весть о болезни Толстого разнеслась по всему миру. Жилье на станции и возле нее было заполнено разнообразным людом. Руководство рязанско-уральских железных дорог выделило для проживания новоприбывших несколько вагонов. Поезда, проходившие мимо, не издавали привычных и обязательных сигналов, чтобы не потревожить больного.
7 ноября 1910 года, утром в 6 часов 5 минут Толстого не стало. Весь мир был потрясен известием  о кончине великого русского писателя. Местный телеграф был завален телеграммами. 10 октября 1910 года рабочие изготовили и установили на доме начальника станции мемориальную доску с золотой надписью: «Здесь скончался лев Николаевич Толстой». Отсюда же 8 ноября отправился траурный кортеж к «Ясной Поляне», где великого писателя, согласно его завещанию, похоронили на краю оврага у леса «Старый заказ».

В сентябре 1918 года, возвращаясь с Южного фронта, мимо Астапово проезжал нарком путей и сообщения Владимир Невский. Во время стоянки поезда возникло предложение переименовать станцию. Через два месяца станция и поселок стали называться Лев Толстой. Комната, в которой провел свои последние дни и почил Толстой, под жилье больше никогда не сдавалась. Хотя персонал станции испытывал большую нужду в жилье. До сих пор в ней сохранена та же обстановка, какой она была в ненастные дни ноября 1910 года.  Ее негласными хранителями до 1946 года были начальники станции, пока на территории поселка не был открыт музей Льва Николаевича Толстого.

На сегодняшний день станция Лев Толстой является памятником не только великому писателю, но и той эпохи, в которой он жил. Это в своем роде уникальный железнодорожный заповедник. Как и прежде, словно на посту, стоят две огромные водонапорные башни, сохранились деревянные постройки и, конечно, казенный дом начальника станции Астапово Ивана Азолина, в котором теперь музей.

По фотографиям XIX-XX веков был отреставрирован двухэтажный кирпичный вокзал. В Толстовском зале висит картина, на котором писатель пашет землю. На платформе у вокзала на постаменте стоит паровоз серии ОВ – «Овечка», как их раньше называли. Восстановлен станционный храм. Весь архитектурный ансамбль станции готов рассказать об истории железных дорог дореволюционной России и ее великом соотечественнике – Льве Николаевиче Толстом.

 


Найдено туров: 2
Название тура и города Даты тура Цена тура
на человека от

Губернские истории
Подробнее >>>

Липецк — Елец — станция Лев Толстой (Астапово) + Богородицк + Епифань
автобусный тур на выходные 3 дня / 2 ночи

03.11-05.11
2018 год: 10—12 июня, 20—22 июля, 17—19 августа
2-местн. - 12490 руб.
1-местн. - 14590 руб.

Край Липецкий: монастырский, сырный, яблочный
Подробнее >>>

Данков — Лебедянь — Троекурово — станция Лев Толстой (Астапово) — Чаплыгин – "сырная" деревня Масловка + Кураповские склы
автобусный тур на выходные 3 дня / 2 ночи

2018 год: 10—12 июня
2-местн. - 11900 руб.
1-местн. - 14100 руб.

Оплатить туры и экскурсии по Золотому Кольцу и старинным городам России можно наличными или через банк (Сбербанк).
Подробнее о наличном и безналичном способе оплаты туров (экскурсий) >>>

Поделиться в соцсетях:

Туристическая фирма "ИДНИ"
город Москва

+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru