+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru

Герб дворянского рода Полянских

Герб дворянского рода ПолянскихМонастырь в Макаровке

Города и достопримечательности в турах по Золотому Кольцу России

Макаровка

Достойные люди жили на Мордовских просторах. Таков и дворянский род Полянских, чье имение находится в Макаровке, близ Саранска. Сохранилось и усадьба, и монастырь. Не простой монастырь, а домашний. Именно домашний - редкость. Если домашнюю церковь еще можно встретить, например Нижние Прыски, близ Калуги, - то домашний монастырь, пожалуй единственный и есть.

Макаровка

Село Макаровка близ Саранска (или Макаровский погост) – это памятник градостроительства, уникальный ансамбль, в который входят: монастырский комплекс (Иоанно-Богословский монастырь), бывшая усадьба дворян Полянских, непревзойденный ландшафт с прудом и парком. Сегодня у села полностью восстановлен монастырь – здесь действуют две церкви.

И монастырь, и усадьба имеют богатую историю. Так, Макаровский погост признан историко-культурным архитектурным памятником всероссийского значения. В зачаточном виде этот монастырь существовал более 2 веков, после чего полностью исчез и только в наши дни наконец-то стал полноценной обителью. Строго монастырской прежнюю историю погоста назвать нельзя, ведь официально это место считалось приходским храмом, о чем свидетельствует справочник церквей Пензенской епархии. Здесь утверждалось, что в селе Макаровка были холодный каменный храм, освященный в честь Иоанна Богослова, и Михайло-Архангельская церковь (теплая). По утверждению того же справочника, приход состоял из жителей близлежащих сел и насчитывал более 3000 человек.

Однако Макаровские церкви были необычными. Кроме того, официальный источник не учел еще и Знаменской церкви – так же, как не упомянул о том, что в Михайло-Архангельском храме не велась служба для прихожан. Все дело в том, что эти церкви были домовыми и совмещались с мужской и женской богадельнями.

Ведь почти до начала прошлого века хозяевами здесь были не прихожане, а помещики Полянские – именно они построили весь этот церковный комплекс для себя и лишь позволяли верующим приобщаться к церкви, допуская их в свой домашний монастырь. Приходскими сооружения стали лишь после того, как Полянские уехали из этих мест, разделив имение на части и продав их нескольким владельцам.

Права епархии на храмы стали признаваться помещиками лишь с 19 века в это время уже часть расходов по содержанию богаделен, ремонта зданий и оплаты труда причта легли на прихожан. Однако роль владельцев усадьбы по-прежнему оставалась значительной – так, Александр Александрович Полянский в 1866 пожертвовал на нужды храма 570 рублей, за что получил благодарность от руководства Пензы. А в 1882 году в Макаровку приехала из Вены вдова Александра Александровича – Антония Федоровна, которая после проведенной ревизии пожертвовала баснословную по тем временам сумму – 4000 рублей с тем, чтобы их потратили на обновление иконостаса холодной церкви.

Вообще, история этого дворянского семейства, неотрывно связанного с Макаровкой, невероятно интересна. Макар Артемьевич Полянский начинал карьеру в 1660 году со службы в Сыскном приказе, а закончил – в 1700, выйдя в отставку с должности подъячего Приказа Казанского дворца. После отставки он переезжает в Саранск в имение своего отца, и сразу же начинает здесь активное строительство. В начале 18 века думный дьяк Данила Леонтьевич служил в Тайном приказе царя Алексея Михайловича, а после – выполнял разнообразные поручения Петра Первого, занимаясь расследованиями по делам сибирских воевод. Брат Данилы Еремей Леонтьевич также служил в различных Приказах и занимался происком сибирских руд. Семейство Полянских было невероятно влиятельным.

В начале 18 века на территории поместья появляется «замок», то есть жилой дом, и две церкви вблизи него. Каменная церковь, освященная в честь Архангела Михаила, ставилась исключительно для помещичьей семьи. Она возводилась по оригинальному и нетипичному для тех земель архитектурному проекту – «под колокола». Здесь восьмерик над четвериком образовывал колокольню, а не главу. В церкви не предусматривалось верхнего освещения – так можно было сэкономить на отоплении.

Строительство большего храма, освященного в честь Иоанна Богослова, закончилось в 1704 году – именно этот храм на протяжении 2 веков оставался семейным святилищем поместья Полянских. Церковь планировалась и как семейная усыпальница – в ней был захоронен в 1710 году Макар Полянский, привозивший иностранных мастеров для строительства и заказывавший строительный материал из Казани. Михайло-Архангельская церковь была освобождена под богадельню. Передавать здание под нужды монастыря помещики не захотели – ведь это значило бы отчуждение не только здания, но и части земель. Получалось, что Полянские лично содержали дом призрения.

Только во второй половине 18 века формирование Макаровского погоста было завершено и сделал это Александр Иванович Полянский. Погост был обнесен стеной по монастырскому обычаю, а по углам ограждения было установлено 2 башни. Александр Иванович после переезда в имение проявил себя как рачительный хозяин – увеличил количество крепостных, площадь запашки, ввел посевы новых сортов зерновых. Хороший доход позволял ему вкладывать средства в содержание и реконструкцию церкви.

Иоанно-Богословский храм изначально проектировался как сооружение, доминирующее над местностью, - и эта задача была успешно выполнена архитектором. Зодчие интересно спланировали три храмовых яруса, по-разному оформив окна на каждом из них.

В 19 веке церковь была частично отреставрирована – черепицу на крыше заменили на железо, шатер на колокольне дополнили куполом, а также переписали некоторые фрески. В 1882 году здесь был полностью заменен весь иконостас – его вырезал из дерева инсарский мастер Смолин, а работы для заполнения иконостаса приобретались у московских изографов.

Однако вскоре А.Ф.Полянская, последняя владелица поместья, окончательно переехала за границу, и погост перешел в ведение церковного прихода. Затем имение было продано подполковнику Теплякову, и весь ансамбль из границ участка исключили. Для богаделен наступили сложные времена, ведь крестьянская община не могла содержать приют престарелых на существовавшем ранее уровне.

Перед самой революцией богоугодное заведение уже находилось на грани разорения, а существовать за счет благотворителей не могло, поскольку сформировалась совершенно новая власть. Так, в 1927 году вскрыли склеп Макара Полянского, а сам дом помещиков разорили еще раньше. В 1941 году в селе планировали размещать эвакуированные фабрики. Церковь принадлежала верующим в период с 1946 по 1961 год, а затем – только с 1969, когда здесь начали работы по восстановлению. В настоящую обитель храм превратился только в 1994 году, по благословению патриарха Алексия Второго. Первым наместником монастыря стал протоиерей Максим Чеботарев.

Кстати, помещики Полянские не были оригинальными, дополняя имение церковной группой. Ведь в то время помещики считали строительство приходских храмов своей почетной обязанностью. В то же время Полянские сумели создать собственный оригинальный ансамбль, не копируя при этом распространенные московские образцы. Типовым в застройке было только одно – отделение усадьбы от села. Полянские погост поставили на высоком правом берегу Каменки, а для крестьянских построек отведен был левый берег. Полянский оставил великолепный вид на Саранск, не позволяя закрывать его постройками – кстати, великолепный обзор с западной стороны погоста был сохранен до середины 1980-х годов. Поскольку дворяне двести лет подряд облагораживали окружающий ландшафт, даже сегодня сложно найти во всей Мордовии нечто подобное.

Реставрационные работы на этом памятнике культуры продолжаются уже более 30 лет – уже заново отстроен и «замок», и другие утраченные объекты комплекса.

 

Оплатить туры и экскурсии по Золотому Кольцу и старинным городам России можно наличными или через банк (Сбербанк).
Подробнее о наличном и безналичном способе оплаты туров (экскурсий) >>>

Поделиться в соцсетях:

Туристическая фирма "ИДНИ"
город Москва

+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru