+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Луи Каравакк (Louis Caravaque). 1745г.
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Луи Каравакк (Louis Caravaque). 1745г.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Неизвестный художник.
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Неизвестный художник.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. Георг-Христоф Гроот. 1740-е гг.
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. Георг-Христоф Гроот. 1740-е гг.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Georg Christoph Grooth. Между 1745 и 1749 гг.
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Georg Christoph Grooth. Между 1745 и 1749 гг.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. А.П.Антропов. 1760г.
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. А.П.Антропов. 1760г.

Вольтер Франсуа Мари Аруэ
Вольтер Франсуа Мари Аруэ

Князь Григорий Потемкин-Таврический. Сентябрь 1736 - октябрь 1791гг.
Князь Григорий Потемкин-Таврический. Сентябрь 1736 - октябрь 1791гг.

Города в турах по Золотому Кольцу России

Ораниенбаум (Ломоносов)

Дворец в Ораниенбауме уступал по по величию, пожалуй, только Петергофу самого Петра Великого, как и подобает строению верного подданного и преданного помощника Александра Меньшикова. И когда такое творение попадает в руки дамы - Императрицы, поклоннице Вальтера и покровительнице искусств... Право, всего несколько штрихов, и безделушка становится просто неповторимой!

Ораниенбаум – китайская безделушка Екатерины II

Молодая Екатерина

В юности София (Екатерина II) была похожа на фарфоровую куколку – нежные черты лица, цветы в волосах, точеная фигура, приталенные наряды. Не совсем такой мы обычно себе представляем Екатерину II. В свои 15 лет немецкая принцесса выглядела так, когда приехала в Россию.

Тем не менее, при всей своей хрупкости, София была резвой и изобретательной, прекрасно владела верховой ездой и получала удовольствие от езды на большой скорости. По некоторым источникам, Елизавета Петровна не разрешала ей катание в «мужском стиле» (перекидывать обе ноги через седло). Тогда же Фике (нем. Fighen -детское имя императрицы, сокр. от Софии Августы Фредерики) заказала себе необычное английское седло: оно позволяло наезднице садиться в «женском стиле» - грациозно свесив обе ноги на одну сторону; потом, уже в процессе катания, оно позволяло незаметно перекинуть ногу для классического катания «по-мужски». Такой прием позволял принцессе разгонять на лошади большую скорость, чему немало удивлялась сопровождающая свита.

В столь молодом возрасте и будучи иностранкой при дворе Елизаветы, Екатерина уже принимала вполне дипломатичные решения – вести себя так же, как и приближенные императрицы, чтобы быть принятой в этом кругу. Это означало тратить время на «вольное времяпрепровождение»: игра в карты, сплетни, флирт, подарки – Екатерина приняла «условия игры» и не проигралась – некоторое время спустя ее стали принимать за русскую.

И все же интриги, жизнь при дворе были утомительны для принцессы, и очень часто она искала отдых в лесу, на охоте. Сохранилась переписка молодой Екатерины, в которой сообщалось, что она выезжала на охоту в лес тринадцать раз в день (!). Там, в лесах, Катерина, наконец, оставалась наедине с собой и со своими мыслями, мечтами.

Надежными союзниками Катерины были книги - они помогали ей занять свое время. Из ее дневников известно, что первый год после замужества она читала только романы. Первым был роман «Tirant lo Blanc» ( «Тирант Белый» - роман о рыцарях Жуанота Мартуреля, начатый около 1460 г. и впервые опубликованный в Валенсии в 1490 г., считавшийся одним из лучших романов того времени. Роман вышел на каталанском языке, но впоследствии был переведен на другие языки ввиду своей популярности. В XVIII веке он был переведен на французский язык (фр. «Tiran le Blanc»). Поэтому Императрица, вероятнее всего, читала его на французском).

Но живой ум Екатерины требовал больше, чем могли дать ей романы. Кто ищет – тот всегда найдет! Так Екатерина обрела Вольтера в прямом и в переносном смыслах: попавшиеся ей в руки сочинения французского философа вдохновили ее на размышления о высоких материях. Историк и публицист, сатирик и трагик, поэт и прозаик, правозащитник и крупнейший философ-просветитель XVIII века, не говоря уже о том, что просто душка, - Вольтер был для Екатерины словно большой, неопознанный мир. Императрица считала себя его ученицей. Вольтер же, видимо, был своей ученицей доволен, поскольку называл ее «Великий муж Екатерина». Они состояли в многолетней переписке с 1763 по 1777 г.г. Это был не просто обмен информацией и идеями, а живые отношения, с нотками иронии, порой, которая бывает между людьми, уважающими и понимающими друг друга. Известен случай, когда Екатерина прислала Вольтеру шкатулку из слоновой кости, которую сделала сама. Вольтер тоже в долгу не остался: взял у своей племянницы несколько уроков рукоделия и отослал в подарок императрице пару чулок из белого шелка. К подарку прилагались стихи, в которых Вольтер писал, что получив мужскую работу, выполненную женскими руками, просит Екатерину принять в дар женскую работу, выполненную мужскими руками. Так закладывались основы Екатерининской эпохи Просвещения.

Литературные увлечения императрицы оставили большое наследие для истории, среди ее работ комедии: «Именины госпожи Ворчалкиной», «Госпожа Вестникова с семьею», «О, время!», «Невеста-невидимка», «Передняя знатного боярина», не говоря уже о большом количестве басен, сказок, эссе, переводов, записок. Жанры, в которых работала Екатерина, весьма разнообразны, например, ей же принадлежит авторство либретто к пяти операм: «Федул с детьми», «Храброй и смелой витязь Ахридеичь», «Февей», «Горебогатырь Косометович», «Новгородской богатырь Боеславичь». Премьеры проходили в Петербурге в 1786 – 1791 г.г.

Князь Г.А. Потемкин-Таврический

Наверное, самым главным мужчиной в жизни Екатерины был именно Григорий Александрович Потемкин. В своих письмах к нему она нередко называла его «дорогим супругом» и «нежным мужем». Великолепный князь Тавриды, с ним Екатерину связывали очень многогранные отношения, которые не потеряли своей силы никогда. Григория Александровича, основателя многих городов и сел, отличившегося многими военными заслугами, в том числе и покорением Тавриды (Крыма), можно назвать человеком больших амбиций. Наверное, так обычно представляет себе женщина мужчину мечты: чтобы он был умен, решителен, смел, чтобы умел браться за дела, чтобы на него можно было положиться; и чтобы был физически силен и привлекателен, чтобы с ним не было скучно, и чтобы он мог вести беседы на разные темы – и так до бесконечности. Пожалуй, Потемкин был из тех людей, которым удавалось справляться со всем и сразу. Блестящая военная карьера и большие организаторские способности сделали его видным государственным деятелем. Устроение Южной России было одним из самых смелых проектов, размах которого впечатляет: сохранившиеся деловые бумаги и письма из канцелярии Потемкина повествуют нам о закладке многих городов, учреждении корабельных верфей, фабрик, типографий, школ, о разведении лесов и виноградников, о поощрении шелководства. Для реализации этих проектов не жалели инвестиций, труда, людей. Многие историки считают, что Григорий Александрович сделал для юга России даже больше, чем Петр I – для севера.

Светлейший князь был человеком во всем неординарным. Его современники отмечали, что он любил экзотику – поэтому выбирал себе необычное окружение, сопровождавшее его в качестве свиты во всевозможных поездках по России и Европе. Среди них были: беглые оттоманские паши и молдавские бояре, муллы и факиры, раввины и епископы.

Григорий Александрович любил также интеллектуальные беседы на самые разные темы, например, об обычаях азиатских народов, об английских парках, об итальянской музыке или о фламандской живописи. Таврический князь был душой общества, им нередко восхищались, с ним искали встречи многие европейские знаменитости, приезжавшие в Россию. После визита в Россию и после встречи с Потемкиным, английский философ Джереми Бентам писал: «Тот, кто с ним встречался и беседовал, никогда не был разочарован. Потемкин – князь князей».

Как мог такой, во всем интересный, человек не покорить сердца Екатерины?

"Катальная горка" реконструкция В. Гаврилова 1958 год
"Катальная горка" реконструкция В. Гаврилова 1958 год

"Вид дворца в Ораниенбауме со стороны Финского залива" Внуков Ф.Т.,Челнаков Н.Ф. 1756 год
"Вид дворца в Ораниенбауме со стороны Финского залива" Внуков Ф.Т., Челнаков Н.Ф. 1756 год

"Ораниенбаум" А.И.Ростовцев. 1717 год.
"Ораниенбаум" А.И.Ростовцев. 1717 год.

Оплатить туры и экскурсии по Золотому Кольцу и старинным городам России можно наличными или через банк (Сбербанк).
Подробнее о наличном и безналичном способе оплаты туров (экскурсий) >>>

Поделиться в соцсетях:

Туристическая фирма "ИДНИ"
город Москва

+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru