+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru

"Портрет императрицы Елизаветы Петровны в жемчугах." Генрих Бухгольц (1768 г.). Масло.
"Портрет императрицы Елизаветы Петровны в жемчугах." Генрих Бухгольц (1768). Масло.

"Петергоф. Большой каскад." Александр Бенуа (1901-1917). Акварель.
"Петергоф. Большой каскад." Александр Бенуа (1901-1917). Акварель.

"Петергоф. Главный фонтан." Александр Бенуа (1942). Акварель.
"Петергоф. Главный фонтан." Александр Бенуа (1942). Акварель.

"Петергоф. Восточный фасад Большого дворца (Корпус под гербом)" Александр Бенуа  (после 1941). Акварель.
"Петергоф. Восточный фасад Большого дворца (Корпус под гербом)" Александр Бенуа (после 1941). Акварель.

"Петергоф. Римские фонтаны у Шахматной горы." Александр Бенуа (1942). Акварель.
"Петергоф. Римские фонтаны у Шахматной горы." Александр Бенуа (1942). Акварель.

"Монплезир в Петергофе" с оригинала К. Беггрова (1837).
"Монплезир в Петергофе" с оригинала К. Беггрова (1837).

"Прогулка Александра I со свитой у Петергофского дворца." И.В.Ческий (1805-1806).
"Прогулка Александра I со свитой у Петергофского дворца." И.В.Ческий (1805-1806).

"Петергоф. Шахматная гора. " Фотография начала 20-го века.
"Петергоф. Шахматная гора. " Фотография начала 20-го века.

"Прогулка Александра I со свитой у Петергофского дворца." И.В.Ческий (1805-1806).
"Вид павильона Монплезира в Петергофе." Литография по оригиналу Е.Е. Меера. (1840-е годы).

"Вид павильона Монплезира в Петергофе." Луиджи Премацци. (1850). Акварель и белила.
"Вид павильона Монплезира в Петергофе." Луиджи Премацци. (1850). Акварель и белила.

"Прогулка Александра I со свитой у Петергофского дворца." И.В.Ческий (1805-1806).
"Вид на Большой каскад с террасы Большого Петергофского дворца." И.Шарлемань. (1856). Бумага, акварель. Государственный музей-заповедник "Петергоф".

"Прогулка Александра I со свитой у Петергофского дворца." И.В.Ческий (1805-1806).
"Вид на Большой Петергфоский дворец и большой каскад с иллюминацией." По рисунку И. Шарлеманя (1840-е годы). Бумага, акварель.

"Уланский полк у ограды Верхнего сада." (1908).
"Уланский полк у ограды Верхнего сада." (1908).

Города в турах по Золотому Кольцу России

Петергоф

Петр I Великий среди болот и леса воздвигает новую столицу. А какой же город, да еще Столица, без загородной резиденции? Вот и появляется Петергоф - на зависть всей Европе. Замысел удался: чужеземец, приплывая на корабле, рассматривал в стекло подзорной трубы берег, от изумления раскрывал рот. И тот час же нижайше испрашивал Великого дозволения причалить к этим берегам. Ну а когда мы власть отдаем женщине... Тут только можно вспомнить о неотесанном алмазе, превращающемся в неповторимый бриллиант...

Петергоф – место, где сбываются мечты

Чем пахнет Петергоф? Французскими духами Лизетт (Елизаветы Петровны)! Утро. По аллеям парков неспешно прогуливаются фрейлины: слышно, как шуршат шелковые складки их, отшитых по последней моде, нарядов. Оживленный разговор на французском - они обсуждают новые туфельки императрицы на вчерашнем балу.

У «Фаворитного» фонтана прячется некая дама с кавалером, закрываясь тончайшим, как кружево, веером из слоновой кости – скорее, от кокетства, нежели от смущения. Мадам в восторге от мушки своего поклонника, а он щебечет ей комплименты о том, как идут ей ее ленты и украшения в прическе.

Уставшая после шумного бала Елисавет сидит в своем будуаре, склонившись над туалетным столиком. Ближайшие часа два или три она проведет именно здесь для подготовки своего утреннего туалета. А через еще часа 3 – уже дневного. На туалетном столике императрицы многочисленные гребни, шпильки, пудреницы и мушки, духи во флаконах ювелирной работы, несессер в форме яйца с часами, преподнесенный в подарок французским послом маркизом Жаком-Иоахимом Тротти де ла Шетарди в качестве пасхального подарка, ее любимые табакерки, конечно, и прочие дамские мелочи из золота и серебра, инкрустированные драгоценными камнями и эмалью:

«…Есть туалет, прехитрая работа –
Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
Кругом все прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор –
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ и для других причин,
С духами скляночки: резеда и жасмин…»

А.С. Грибоедов «Горе от ума», 1822 – 1824 г.г.

Елизавета велит принести ее наряд, предназначенный для маскарада, который состоится сегодня вечером – этот будет мужской костюм, расшитый по всем правилам, очень богатый. Мужские костюмы выгодно подчеркивают фигуру императрицы, и это при ее высоком росте. К тому же она может похвастаться красивыми ногами. Поэтому дамы одеваются на маскарад как кавалеры, а кавалеры, наоборот, становятся дамами. Но, ни одна из дам не сможет и близко сравниться с блистательной императрицей – ведь, ни на ком, кроме нее, не сидит так хорошо мужской костюм:

«Веселая царица
 Была Елисавет:
Поет и веселится…»

А.К. Толстой «История Государства Российского».

Именно Лизетт, любимая дочь Петра I (который, к слову, основал Петергоф с целью укрепления позиций Российской империи на мировой арене), превратила многие дворцы, заложенные ее отцом, из скромных, небольших зданий (которые, по сути, и «дворцами» назвать было нельзя) в дворцы из сказок. Возможно, Лизетт читали эти сказки на ночь в детстве, и она собиралась обязательно воплотить их в жизнь, когда вырастет. Что ж, большому кораблю – большое плавание, как говорится. В распоряжении императрицы были лучшие архитекторы того времени, способные воплотить ее самые смелые фантазии.

А фантазии были действительно далеко идущими: императрица была страстной поклонницей не только французских мод, но и архитектуры. И помогал ей в этом гениальный архитектор своего времени Бартоломео Франческо Растрелли, способный увидеть прекрасное даже там, где его никогда не было. Рассматривая портреты Растрелли, невольно можно понять, почему Елизавета Петровна так часто привлекала его в качестве зодчего для перестройки многих масштабных проектов. За привлекательными чертами и бархатной улыбкой темных итальянских глаз имелось блестящее архитектурное образование, а также опыт работы при дворе Людовика XIV.

Архитектор помог Елизавете Петровне в реализации весьма амбициозного проекта по Большому дворцу в Петергофе. Она желала, чтобы дворец походил на Версаль, но он вышел много лучше, чем Версаль.

Растрелли использовал множество приемов декорирования в отделке дворца: расписывал стены темперой, использовал лепнину, декор из кованого металла, расписывал огромные плафоны масляной живописью, использовал большое количество разной скульптуры от барельефов (скульптурный выпуклый рельеф при декоре стен) до ваз и статуй. Но излюбленным декором архитектора, безусловно, была золоченая резьба по дереву. Золочение выполнялось из сусального золота высокой пробы. Из убранства изобиловали изделия из бронзы, живописные полотна, изысканная мебель в стиле барокко, много позолоты и обилие зеркал.

Экзотичной изюминкой дворца являются Китайские кабинеты. Они появились здесь позже, уже при Екатерине II, поскольку в XVIII веке было в моде увлечение китайским искусством. Кабинеты похожи на лаковые шкатулки с росписью в китайской технике, относящейся к концу XVII -  началу XVIII века. Сохранились и подлинные предметы китайской мебели, лаковые миниатюры, которые в свое время были подарены Екатерине II и являлись большой редкостью. Среди них кресла, инкрустированные перламутром, расписанный красным лаком стол.  

Парки – особая гордость Петергофа. Основная планировка, разработка многих проектов фонтанов, системы подачи воды принадлежали самому Петру. Самыми старинными считаются Нижний Парк с фонтанами и Верхний Парк. В петровские времена прогулка по садам разрешалась только с позволения самого царя. Петр довольно часто брал на себя роль провожатого и с удовольствием показывал гостю диковинное устройство своих парков. Петр был не лишен чувства юмора – по его указу в саду Монплезира были установлены специальные скамейки. Как только кто, устав от прогулки, желал присесть, срабатывали фонтаны «Шутихи», незаметно устроенные, и обливали гостей мелким дождем. Петр и сопровождающая свита, как правило, искренне веселились такими забавами.

Но в целом, Нижний парк, в особенности, очень величественный. Многие сравнивают его с садами Версаля. Известно, что статуи для фонтанов отливались в Риме и Петербурге по русским чертежам, автор многих из них - сам Петр. До наших дней дошли чертежи, разработки многих архитектурных деталей с пометками и комментариями царя.

Центральный фонтан Петергофа и самый знаменитый «Самсон» был изначально установлен в 1735 году при Анне Иоановне - тем самым завершилось строительство крупнейшего фонтанного ансамбля в мире под названием «Большой каскад», начатое еще при Петре.

Елизавета Петровна, обожающая роскошь, велела облагородить  фонтаны. На период ее правления пришелся расцвет великолепия многих парковых ансамблей.

Петергофские фонтаны очень разнообразны по игре воды, и не случайно Петергоф зовется столицей фонтанов.

Фонтан «Пирамида» начал строится еще при Петре, но обрел свой окончательный вид лишь к концу XVIII века.

Римские фонтаны, установленные в 1739 году, изначально были сделаны из дерева и являются точной копией фонтанов, установленных в Риме, у собора Святого Петра.

Когда-то давно в бассейне фонтана «Солнце» жили большие осетры, привезенные с Волги. А позже архитектор Фельтон соорудил из водоема купальню.

Подвергался многочисленным переделкам и знаменитый фонтан «Шахматная гора».

У каждого фонтана в Петергофе – своя история и, объединившись здесь все вместе, они делают его неповторимым и вдохновляющим:

«…Летят алмазные фонтаны
С веселым шумом к облакам;
Под ними блещут истуканы
И, мнится, живы; Фидий сам,
Питомец Феба и Паллады,
Любуясь ими, наконец,
Свой очарованный резец
Из рук бы выронил с досады.
Дробясь о мраморны преграды,
Жемчужной, огненной дугой
Валятся, плещут водопады;
И ручейки в тени лесной
Чуть вьются сонною волной...»

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», 1818 – 1820 г.г.

"Вид Большого дворца в Петергофе со стороны Финского залива" Гравюра П. Артемьевича, Н. Федоровича, Артемьева и Челнакова. По оригиналу М.И. Махаева. 1761 год
"Вид Большого дворца в Петергофе со стороны Финского залива" Гравюра П. Артемьевича, Н. Федоровича, Артемьева и Челнакова. По оригиналу М.И. Махаева. 1761 год

Оплатить туры и экскурсии по Золотому Кольцу и старинным городам России можно наличными или через банк (Сбербанк).
Подробнее о наличном и безналичном способе оплаты туров (экскурсий) >>>

Поделиться в соцсетях:

Туристическая фирма "ИДНИ"
город Москва

+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru